МОБУ "СОШ №47"
г. Минусинск, п. Зеленый Бор
  • Советы школьного психолога

    Профилактика суицида

    Суицидальное поведение детей и подростков – этапный процесс, включающий разнообразные проявления психической деятельности, направленные на самоубийство. Внутренняя суицидальная активность (мысли, фантазии, продумывание способов совершения суицида) предшествует внешним проявлениям – поступкам, целью которых является лишение себя жизни. Диагностика проводится психиатром, применяется клинический метод, психологическое обследование. Лечение определяется фазой суицидального поведения. Включает госпитализацию, применение медикаментов, психотерапию, социальную реабилитацию.

    Суицидальным поведением называют любую активность, целью которой становится собственная смерть. Завершающий этап такого поведения – попытка самоубийства. Своевременная диагностика предполагает выявление поведенческих актов и предшествующих им суицидальных мыслей, планов, намерений. Суицидальные поступки среди детей и подростков наиболее распространены в возрасте 15-19 лет. Попытки суицида совершаются 5-8% подростков, мысли о самоубийстве посещают 25% юношей и девушек. Существуют сезонные пики осенью/зимой, объясняющиеся обострением депрессивных расстройств. Гендерная специфика суицидального поведения прослеживается с периода полового созревания – юноши чаще предпринимают попытки, приводящие к смерти.

    Подростковый возраст – сложный возраст. Тело ребенка меняется, меняется гормональный фон, подросток может «вытянуться» в течение одной ночи до нескольких сантиметров в росте. Зная данный факт, можно себе представить, сколько активных и сложных процессов происходит с ребенком пубертатного периода. Резкие перепады настроения без причины, изменение аппетита, сегодня ему интересно одно, а завтра уже совсем другое, ребенок начал что-то утаивать от вас, закрываться в своей комнате, приступы апатии, ухудшение отношений с окружающими – данные признаки могут быть как признаками подростковых изменений, так и тревожными знаками депрессивного состояния, которое тесно связано с признаками суицидального поведения подростка. В том числе и поэтому подростковый суицид иногда сложно «отследить».

    Тем не менее, выделяют ряд признаков, которые должны насторожить родителя. Подразделяются они на несколько групп:

    Признаки словесные:

    • высказывания о принятом решении покончить с собой – одно из самых настораживающих. Такие высказывания нельзя оставлять без внимания;
    • нездоровый интерес к вопросам смерти, частые разговоры на эту тему;
    • высказывание своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме;
    • записка – также один из крайне тревожных признаков. Чаще всего он говорит о том, что суицидальный план у ребенка уже есть.

    Поведенческие признаки:

    • безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значимость – один из самых существенных признаков. Действовать необходимо немедленно!
    • налаживание отношений с непримиримыми врагами;
    • отсутствие желание ухаживать за собой, запущенный и неряшливый внешний вид;
    • потеря интереса к увлечениям, хобби;
    • отстранение от друзей и семьи;
    • уединение, проявление замкнутости и угрюмости;
    • зависимость, употребление ПАВ;
    • ребенок, который в последнее время, в течение определенного периода был стабильно угрюм, необщителен и подавлен, резко меняется -находится в приподнятом настроении, практически в эйфории – также крайне важный признак, который нельзя игнорировать. Часто он говорит о том, что решение принято и план уже есть.

    Признаки ситуационные:

    • социальная изоляция, чувство отверженности;
    • нестабильное окружение;
    • жертва насилия (физического, психологического, сексуального);
    • попытки суицида – если суицид истинный, то попытки будут продолжаться;
    • самоубийство близкого, родственника, друга;
    • тяжёлая потеря;
    • слишком критичное отношение к себе, низкая самооценка.

    Есть несколько признаков, которые скорее всего, являются ничем иным как признаком того, у ребенка есть намерение совершить суицид. Что же делать родителю, который столкнулся с этим? Если Вы заметили один или несколько признаков, или ребенок сам начал разговор с Вами, сообщая о своих намерениях, это значит, что ребенок нуждается в Вашей поддержке и помощи «здесь и сейчас». В разговоре с подростком старайтесь придерживаться следующих рекомендаций:

    • Внимательно выслушайте подростка, постарайтесь его понять – именно это необходимо ребенку;
    • Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Как бы Вам ни казались несущественными признаки суицидального поведения или переживания ребенка – необходимо воспринять все сообщенное всерьез;
    • Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам ребенка;
    • Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве;
    • Позаботьтесь о себе. Эту рекомендацию не стоит игнорировать. Родитель – самый близкий человек ребенку и его поддержка – ресурс для ребенка. Вы сами должны быть «в ресурсе», чтобы помочь подростку.

    Чего делать нельзя в разговоре на тему суицида:

    • Впадать в замешательство и выглядеть шокированным – результатом будет то, что ребенок «закроется», разговор вряд ли будет искренним и результативным;
    • Спорить и отговаривать от суицида – скорее всего Вы проиграете этот спор, даже если ребенок «согласится с Вами»;
    • Нельзя приуменьшать боль подростка - ответы типа «Это не причина лишать себя жизни» - не лучший вариант. Это – обесценивание чувств и боли подростка;
    • Не взывать к его совести и ответственности, манипулировать -«Подумай только, сколько боли ты причинишь всем нам» - это также обесценивание переживаний ребенка.

    После разговора необходимо обратиться к специалисту. Это может быть психолог, который перенаправит ребенка к психотерапевту или психиатру, либо можно обратиться к психиатру напрямую. В случае наличия признаков, о которых выше мы говорили, как наиболее тревожных, не стоит откладывать поход к профильному специалисту. Затягивание такого обращения может стать решающим.

    Что делать если ребенок столкнулся с буллингом?

    Буллинг (от англ. bullying) — это психологическое или физическое насилие, с которым человек системно сталкивается в коллективе. 

    В русском языке для этого явления тоже есть своё слово — травля. И оно ярко описывает то, чему противостоит человек, на которого она направлена. Это могут быть:

    • оскорбления;
    • угрозы;
    • насмешки;
    • сплетни;
    • порча или кража имущества;
    • бойкоты;
    • драки и избиения.

    Буллинг — это не шутки и розыгрыши. Такое происходит между приятелями и даже может выглядеть жестоко со стороны. Но при этом оба участника не воспринимают их негативно. Когда шутят, смешно обеим сторонам. В буллинге смеётся всегда кто-то один.

    Буллинг — это не просто драка или словесный конфликт. Если двое что-то не поделили и разозлились друг на друга, каждый из них признаёт это. В буллинге агрессивная сторона (а иногда и жертва) делают вид, что ничего такого не происходит.

    Как узнать буллинг
    Важно уметь распознать это явление. Один из признаков мы рассмотрели только что — отказ признавать, что конфликт существует. А вот ещё несколько:

    Систематичность. В буллинге издевательства над жертвой повторяются из раза в раз, тогда как обычные конфликты — единичны.

    Неравенство сил. Силы агрессора превосходят жертву и подавляют её, ссоры никогда не проходят один на один в равных условиях.

    Сочетание разных видов агрессии. Буллеры используют несколько способов надавить на жертву разом. 

    Как разговаривать с ребенком о проблеме

    • Внимательно выслушать, не отвлекаясь на посторонние дела.
    • Не торопиться с выводами. Постараться узнать детали.
    • Проявить сочувствие к ребенку, принять его болезненные чувства.
    • Дать понять ребенку, что вы его поддерживаете и готовы помогать.
    • Не обвинять ребенка.
    • Осознать свои чувства и переживания. Не впадать в сильные эмоции. Постараться трезво оценить происходящее.
    • Спросить ребенка, какое решение проблемы его бы устроило.
    • Дать советы, как отвечать обидчикам.

    Как реагировать ребенку

    • Сохранять спокойствие.
    • Не поддаваться на провокацию, не проявлять гнев: возможно, обидчик потеряет к нему интерес.
    • Блокировать агрессора онлайн или в телефоне, но сохранить оскорбительные сообщения.
    • Сообщить о нападках родителям и учителю.
    • Если разговор с обидчиками вынужденно начался, переводить внимание на их поведение нейтральными безразличными фразами: «Я знаю, что ты любишь так говорить»; «Я знаю, что не умеешь по-другому развлекаться»; «Жалко, что у вас не находится дел поинтереснее».

    Какие меры предпринять родителям

    • Сообщить учителю. Лучше при личной встрече. Описав ситуацию в заявлении с просьбой разобраться и принять участие в ее разрешении.
    • Описать ситуацию в заявлении на имя директора школы.
    • Сохранять спокойное эмоциональное состояние. Не обвинять коллектив школы. Дать понять, что вы надеетесь на помощь и поддержку.
    • Если по каким-то причинам сотрудники школы пытаются замять явные случаи травли и нанесения вреда ребенку, обратиться в управление образованием и прокуратуру с целью провести проверку действий участников травли, сотрудников и администрации школы.
    • Если ребенку нанесли физические травмы (даже легкие) необходимо засвидетельствовать их в травмпункте и обратиться в правоохранительные органы.
    • Поддерживайте связь со школой, учителем.
    • Регулярно узнавайте у ребенка, как обстоят дела.
    • Самостоятельно с родителями обидчиков и самими обидчиками не беседуйте.
    • Встреча с родителями обидчиков должна проходить в присутствии школьного совета: классный руководитель, директор, психолог, социальный педагог, педагог по безопасности.

    Что нельзя делать родителям

    • Искать причину в жертве травли. Обвинять жертву травли в том, что ее травят. («Сам виноват, не умеет общаться, плохо учится, не умеет находить общий язык с остальными, не может за себя постоять»).
    • Ждать, что ситуация разрешится сама.
    • Не замечать проблему.
    • Путать травлю, конфликт и непопулярность.
    • Считать травлю исключительно проблемой жертвы.
    • Давить на жалость к жертве.
    • Отправлять ребенка самостоятельно разбираться со своими проблемами.
    • Самим разбираться с обидчиками.

    Какие советы нельзя давать ребенку

    • «Не обращай внимания»
    • «Дай сдачи»
    • «Разбирайся сам со своими проблемами»
    • «Учись налаживать отношения»
    • «Не бойся»

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике